asherleah: (Default)
[personal profile] asherleah

(Перевод  основан на комментариях рава Даниэля Акоэна Ставского, шлита )

Послание это написал рабби Исраэль Бааль Шем Тов,  да  пребудет память о нём в Мире Грядущем,  и дал его в руки рабби Яакову Йосефу Коэну , чтобы тот передал послание свояку Бааль Шем Това, рабби Аврааму Гершону Кутоверу1,  живущему в Святой Земле. Однако по причине задержки, ниспосланной  Вс-вышним, благословен Он, не поехал рабби Яаков Йосеф2 в Эрец Исраэль, и осталось послание в руках его в заслугу нашему народу, детям Исраэля.

« Мой дорогой свояк, мой любимый друг, который дорог мне как собственная душа и сердце, возвышенный рабби и хасид, известный своими познаниями в Торе и богобоязненностью,  наш учитель рабби  Авраам Гершом,  да будет сиять его свет и да будет над ним мир.  Супруга его благочестивая госпожа Блюма и  все дети его -  да будут благословенны дни их жизни, амен, села.
Я получил письмо, написанное твоей святой рукой, которое ты послал через эмиссаров из Иерусалима, во время Ярмарки  Луки в 5510 (1750) году. Оно было написано чрезвычайно кратко, и в нём объяснялось, что ты написал подробные письма каждому из нас и послал их через некого человека, направляющегося в Египет. Однако, эти письма не дошли до нас, и я чрезвычайно опечален, что не видел подробного письма, написанного твоей святой рукой. Несомненно, что всё это происходит по причине беспорядков во многих землях,  где распространилась чума из-за грехов наших. Неподалёку от наших мест чума достигла святую общину Могилёва, а также  Валихию и страны Востока.
Судя по твоему письму,  ты не получил те толкования  и  мистические откровения,  которые я послал тебе через рабби святой общины Полонного. Это известие меня тоже очень огорчило. Моё письмо, несомненно, доставило бы тебе великую радость, если бы ты получил его. С тех пор некоторые детали стёрлись из моей памяти, однако то, что помню, я опишу тебе вкратце.
В Рош Ашана  5507 (1746) я воззвал3 к своей душе чтобы вознести её, способом известным тебе, и видел удивительные вещи, как в зеркальном отражении4, которых не видел ещё с тех пор как начал осознавать себя. То, что я увидел и постиг  там, невозможно передать словами, даже лицом к лицу. Когда я возвращался  в нижний райский сад  видел несколько душ, живых и умерших людей, известных и неизвестных мне, без меры и числа в движении подъёма и спуска, рацо вашов5,   поднимающихся из одного мира в другой через столп, известный знающим тайную мудрость, в такой великой радости, которую не в силах передать уста  а ухо земное тяжело чтобы услышать. Также видел многих грешников вернувшихся к полному  раскаянью, и прощены были им их грехи, ибо было это время великого благоволения,  даже в моих глазах было удивительно, что раскаянье некоторых из них было принято, ибо ты тоже знал их, и была среди них великая радость, и поднимались они как описывалось выше. И все они как один просили и уговаривали меня: «по величию твоего учения видно, что одарил тебя Вс-вышний особым постижением, поднимайся и будь нашим помощником».   И по причине радости великой, которую я видел среди них, собрался подниматься вместе с ними, но увидел как в зеркальном отражении,  что ангел смерти поднялся чтобы обвинить эту великую радость, подобно которой не бывало, и достиг своими действиями приговора о насильственном крещении нескольких душ, и те погибли необычной смертью.   Ужас  охватил меня, и я буквально положил мою душу на это, и попросил своего  учителя и рабби6,  что бы он был со мной, ибо это большая опасность подниматься в высшие миры, ибо с тех пор как я начал себя осознавать, не поднимался я так высоко.     
Я поднимался с уровня к уровню пока не достиг  храма Машиаха,  где Машиах учит Тору со всеми Танаим и праведниками а так же с семью пастырями7.  И там видел я огромную радость и не знал отчего эта радость. И подумал: может это оттого, что, не приведи Г-сподь, я покинул Этот Мир, и сообщили мне, что я ещё не покинул Этот Мир, радость же эта оттого, что приятно им наверху когда я делаю йихудим8 внизу в соответствии со святой Торой. Однако сущность этой радости  неизвестна мне до сего дня.
 Я спросил Машиаха: Когда господин придёт?   Он ответил: Вот как узнаешь о моём приходе:  когда распространится  учение твоё и откроется миру и пробьются родники его наружу, то, чему я учил тебя и  ты постиг, и смогут люди делать йихудим и возносить души свои как это делаешь ты, и тогда придёт конец клипот9 и наступит время благоволения и избавления.
 Было мне это удивительно слышать и горько, ибо понимал я, как много время нужно для того, что бы это произошло. Однако, находясь там я постиг три сгулы (средства)и три Святых Имени, которые: легко выучить и растолковать10 , и успокоился я, ибо подумал, что посредством этого люди моего поколения смогут  достичь моего уровня и аспекта и будут возносить свои души и учить  и постигать подобно мне, но  не было мне разрешено раскрыть эти  знания в течении всей моей жизни.  Я просил разрешения научить этому тебя, и не дано было мне разрешение, и  поклялся я в том, что не открою эти знания.
Но это я сообщаю тебе, да будет Вс-вышний в помощь тебе, чтобы не отклонялся от пути                Вс-вышнего, особенно в Святой Земле: во время твоей молитвы и учёбы, в каждом слове, что исходит из твоих уст, имей намеренье создавать йихудим Имени, ибо в каждой  букве ( Торы и молитвы)  есть миры, души  и Б-жественность11, и они (буквы)поднимаются и связываются и соединяются одна с другой, и после этого связываются и соединяются в слово, и соединяются они истинным единством  в  Б-жественности.  Соедини  твою душу с ними в каждом аспекте, как говорилось выше, и соединятся все миры как один и поднимутся, и будет великое веселье и безграничное наслаждение, если ты понимаешь радость жениха и невесты в  материальном мире, то какова же радость в высших мирах.  Да будет Вс-вышний в помощь тебе повсюду, и ты преуспеешь, дай знание мудрому – и станет ещё мудрее12. Помолись за меня с таким намерением, чтобы  удостоился я присоединиться к  наделу  Б-га при жизни, а также за других, находящихся за пределами Земли Израиля.
Ещё я молился о том, что с сделал Б-г, о душах из Исраэля, которые были переданы в руки ангелу смерти (самэх мэм) для умертвления, и несколько из них были уничтожены и после этого умертвлены. После этого мне дано было разрешение задать вопросы самому ангелу смерти, и я спросил каково его мнение о тех, кто изменил веру и после этого был умертвлён,  и он ответил мне, что все намерения его во имя Небес.  И так по грехам нашим, после того как в святой общине Заслава был приговор нескольким душам, и двое из них изменили вере, а после этого убили их и остальных, которые умерли освятив имя небес, в большой святости, разными видами смерти.  А после этого был приговор  в святой общине Сивтовка, и в святой общине Доневич, но там не было никого, кто бы изменил вере, ибо увидели что произошло в святой общине Заслава, и все отдали свои души на освящение небес и выдержали испытание. В заслугу им придёт Машиах и отомстит за них и искупит землю своего народа.
В Рош ашана 5510 (1749) я воззвал к своей душе чтобы вознести её, способом известным тебе, и увидел такое большое обвинение против нас, что ангел смерти чуть не получил разрешение уничтожить  все земли и общины. Я положил свою душу на то и молился, ибо лучше пасть от  руки Б-га чем от руки человека13,  и согласились со мной и  заменили  декрет  об уничтожении декретом о великой слабости  и  чуме, какой не бывало во всех землях Польши и землях, близких к ней.  Так и произошло, и распространилась слабость чрезвычайная без границ, и также чума по всем странам. Я начал молиться и произносить рано утром вместе с друзьями своими строки о воскурениях,  чтобы отменить декреты, о которых говорилось выше. И открыли мне с небес: разве ты сам не постиг, что лучше пасть от руки Б-га чем от руки человека,  зачем же ты хочешь отменить декреты?  Разве  обвинитель не превратился в защитника? И так далее…   и с тех пор я не произносил стихов о воскурениях и не молился об этом, только в Ошана Раба пошёл в синагогу вместе со всеми и из-за страха великого сказал стихи о воскурениях только один раз что бы не распространилась чума  в наших краях, и так с Б-жьей помощью и произошло.  
 Я хотел бы продолжить рассказ, но слёзы разлуки с тобой не дают мне говорить. Прошу тебя повторять слова мусара 14, которые я говорил  тебе несколько раз, чтобы эти слова всегда были в твоих мыслях, размышлять над ними, тщательно следовать им – и ты наверняка найдёшь в них несколько видов успокоения, ибо это не пустые слова, что я сказал тебе. Знает Г-сподь, что я не отчаиваюсь добраться до Земли Исраэля и быть вместе с тобой, если будет на то воля Г-спода, однако время ещё не подошло. 
Пусть также не покажется недобрым в твоих глазах, что я не послал тебе деньги,  ибо из-за постоянного недостатка времени, из-за голода и чумы, из-за того, что мне необходимо кормить семью и детей,  кроме остальных бедных народа Израиля, не остаётся у меня денег кроме как на самое насущное.  Если будет на то воля Г-спода, и «даст нам Г-сподь простор, и мы разрастёмся на земле»15, тогда конечно же я смогу помочь тебе.  
Также есть  у меня  внук, жених Эфраим16, гений в познаниях Торы. Несомненно, если позволит время,  ты сам прибудешь к нам и увидимся лицом к лицу и порадуешься нашей радостью, как ты обещал мне.
Также есть у меня просьба по отношению к свату  моему,  раву,  известному своей праведностью, Йосефу Кацу17, приблизить его обеими руками и всевозможными благами, ибо желанны дела его перед Г-сподом, и всё что он делает – во имя Небес. Нужно во всём помочь ему и поддержать его, ибо, несомненно, и тебе будет легче, если он будет с тобой по одну сторону.
Вот слова дорогого тебе свояка, который надеется увидеть тебя лицом к лицу и молится  за продление дней твоей жизни, жизни твоей жены  и детей, который обращается к Г-споду с требованием о твоём здоровьи денно и нощно, амен, сэла. »                  
Исраэль Бааль Шем Тов,  Из святой общины Меджибож.
 
 
Примечания:
1Рав Авраам Гершом Кутовер (Из Китова) – был братом жены Баал Шем Това, Ханы. Поначалу он не признавал Бааль Шем Това и противился женитьбе своей сестры. Однако, впоследствии он стал учеником Бааль Шем Това.  Рав Даниэль Акоэн Ставски  говорит, что Бааль Шем Тов подготовил четыре группы к алие в Эрец Исраэль.  Рав Авраам Гершом был во главе первой алии, кроме этого у него было особое задание встретиться с рабби Хаим бен Атаром.   Бааль Шем Тов признавал рабби Хаима бен Атара главой поколения и волощением руаха царя Давида. Сам Бааль Шем Тов был потомком царя Давида и воплощением уровня нефеш души царя Давида по словам рава Даниэля Акоэна Ставского.  Бааль Шем Тов считал, что если ему удастся встретиться с рабби Хаимом бен Атаром, то вместе они смогли бы вызвать царя Давида, то есть Машиаха и геулу (Избавление)
2Рав Яаков Йосэф Акоэн из Полонного был учеником Бааль Шем Това, он же и напечатал письмо Бааль Шем Това, которое осталось у него в руках, в книге «בן פורת יוסף»
3«Воззвал к своей душе чтобы вознести её. Слово השבעה   употребляется в значении קריאה   воззвал.  Нешама (נשמה)– не руах(רוח) и не нефеш (נפש)- распространяясь  от тела, поднимается из одного мира в другой достигнув храма Машиаха» – Рав Даниэль Акоэн Ставски.
4Подобно зеркальному отражению. « Некое духовное зеркало, позволяющее увидеть духовную реальность » - рав Даниэль Акоэн Ставски.
5Движение  рацо вашов (רצוא ושוב)описывается в видении пророка Йехезкеля.  Рав Даниэль Акоэн Ставски  согласился, что движение подъёма и спуска, рацо вэшов, можно определить как приближение к Вс-вышнему (подъём в мирах) – рацо , и отдаление от Вс-вышнего (спуск в мирах)- шов.
6 Мой рабби и учитель.  Ахийя Шилони. «Ахийя Шилони, который получил традицию от Моше, нашего учителя, мир ему, был среди вышедших из Египта, а после этого получил традицию из двора царя Давида, мир ему, был учителем пророка Элиягу, а потом рабби и учителем Бааль Шем Това» (כתר שם טוב, קמג). Рав Даниель Акоэн Ставски пишет, что Ахийя Шилони прожил около шестисот лет и приводит Гемару (מסכת בבא בתרא קכא ע''ב): Учат мудрецы, что семеро перекрыли весь мир  (получили учение из уст в уста):  «Метушелах видел Адама, Шем видел Метушелаха, Яаков видел Шема, Амрам видел Яакова,  Ахийя Шилони видел Амрама, Элиягу видел Ахийю Шилони и всё ещё жив… » 
7C семью пастырями.  (שבעת הרועים) «Как пояснил Бааль Шем Тов в комментариях к недельной главе «Экев», Пастыри – наши святые праотцы: Аврааам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид в соответствии с семью сфирот мира Ацилут» - Рав Даниэль Акоэн Ставски. 
8Йихудим. (יחודים) «Соединение мысли и души человека с буквами имени Вс-вышнего» -  Рав Даниэль Акоэн Ставски.
9Клипот (ед. клипа)(קליפות)-  «Оболочка, внешнее, которое скрывает и душит внутреннее, ассоциируется с силами зла» - рав Даниэль Акоэн Ставски. 
10 Легко выучить и растолковатьבנקל ללמוד ולפרוש . Есть несколько уровней понимания этих слов. Согласно раву Арье Каплану, Бааль Шем Тов пишет: «находясь там, я постиг три сгулы (средства)и три Святых Имени, которые  легко выучить и растолковать».  Рав Даниэль Акоэн Ставски пишет, что есть традиция, идущая от учеников и близких членов семьи Бааль Шем Това и утверждающая, что  Бааль  Шем Тов  закодировал эти три сгулы и три Святых Имени в трёх вышеупомянутых словах. И действительно, вышеприведенная фраза буквально утверждает следующее: «находясь там, я постиг три сгулы (средства)и три Святых Имени и они:  легко выучить и растолковать».
11 Миры, души  и Б-жественность.(עולמות, נשמות ואלוקות) Миры- сотворённые миры Ацилут, Брийя, Йецира, Асийя (включая материальный мир – часть мира Асийя), Б-жественность – Эйн соф благословен Он – Творец миров, души – души Исраэля, которые соединяют Б-жественность с мирами, каналы, посредством которых Б-жественный свет наполняет миры.
12 «Дай (знания) мудрому– и станет ещё мудрее» (Мишлей 9:9)
13И сказал Давид Гаду: «Тяжело мне очень, но лучше пасть от руки Г-спода, ибо велико милосердие Его, чем от руки человеческой пасть мне. » (Шмуэль 2, 24:14)
14   Мусар. « И главное – учить урок мусара каждый день…» Бааль Шем Тов (צוואת הריב''ש, א')
15 «Даст нам Г-сподь простор, и мы разрастёмся на земле»  - Книга Берешит, недельная глава Толдот (26:22)
16Внук Эфраим. Моше Хаим Эфраим – сын Адели, дочери Бааль Шем Това
17  Рав Йосеф Кац – тот же самый  рав Яаков Йосэф Акоэн из Полонного, через которого Бааль Шем Тов пытался передать своё послание в Эрец Исраэль.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

asherleah: (Default)
asherleah

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 04:35 pm
Powered by Dreamwidth Studios